17 January 2017

Историческая справка

В конце XVIII века указом Екатерины II на Кожевенную линию Васильевского острова переводят все кожевенные заводы, переводят из чисто практических соображений: дабы не загрязнят столичных воздух. Владелицей одного из участков был вдова иностранного купца Е. Фишер, а на месте нынешнего каменного двухэтажного здания располагалось тоже двухэтажное, но деревянное, где располагалась контора завода, прислуга и жилые помещения. Именно это здание в 1844 приобретет купец Брусницын.

Может показаться странным, но в открытых источниках сколько-нибудь подробной информации о Николае Мокеевиче Брусницыне до наших дней не сохранилось. Известно, что был он простым крестьянином из Тверской губернии. Неграмотным, но очень предприимчивым, сумевшим основать мастерскую по производству кож и развить её, до целого завода. Есть мнение, что был он не такой уж и простой: обработку кож знал, в Петербурге же, поработав по найму, выучился тому, как устроена артель изнутри и начал работать на себя.

В Петербурге Брусницын женился: у него было трое сыновей и пятеро дочерей. В конце XIX века сыновья перестроят дом: каждый из братьев получит своё крыло, в плане дом станет напоминать букву Ш.

После Великой октябрьской революции завод и особняк национализируют и он получит новое название: кожевенный завод имени А. Н. Радищева.

С распадом Советского союза завод закроется, занимавшие "барский" второй этаж директора уедут и особняк будет пустовать в ожидании фотосессий,

съемок кино, видеоклипов и корпоративных праздников.


Как добраться

Особняк расположен по адресу: Кожевенная линия Васильевского острова дом 27. Добираться можно от станции метро Приморская автобусом номер 1,

до пересечения Большого Проспекта ВО и улицы Гаванской, далее пешком по Кожевенной линии; или от станции Василеостровская любым наземным транспортом

до 29-ой линии ВО, далее пешком по улице Детской, Косой и Кожевенным линиям. От каждой из станций метро дорога займет порядка сорока пяти минут.


Особняк

Вид здания снаружи не очень сильно отличается от прочих стареющих домов. Центральные ворота, через которые раньше въезжали кареты, в 30е годы XX века

были переоборудованы в проходную. 

Столовая (или зал для совещаний)

Говорят, вмещала до шестидесяти человек. Сохранилась оригинальная лююстра, только была электрифицирована и главное, - сохранился настоящий комод XIX века. Ряд бывших сотрудников завода, говорит, что при проведении парового отопления и электричества оригинальные дубовые стенные панели сняли, и подвергли некоторой минимальной реставрации, но в любом случае, они тоже выглядят очень натурально.

Белый зал (танцевальный зал - при Брусницыных, актовый зал - в советское время)

Белый зал связан с тремя комнатами: курительной, столовой и гостиной.

Курительня комната

Маленькая комната с эркером, под потолком висит лампа изготовленная якобы из колбы старинного кальяна, электрифицирована в советское время.

Окна комнаты выходят на кожевенную линию, на противоположной стене расположено зеркало. Это зеркало вызывает много споров, так как существуют версии, что там было окно или некий наполовину прозрачный материал. Дело в том, что за зеркалом расположена, бывшая парадная лестница, которая сохранилась практически в первозданном виде, так как использовалась как кладовка.

Гостинная

В гостиной располагался кабинет директора завода, возможно именно это уберегло более чем столетние стенные панели из дерева и шелка. И даже сейчас интерьер выглядит очень впечатляюще.

Бильярдная

Столовая и танцевальный зал связаны с бильярдной комнатой. В бильярдной комнате две достопримечательности: старинный комод и лампа с механическим подъёмным механизмом. Говорят, при Брусницыных стоял стол для американского бильярда.

Оранжерея

После того, особняк и завод национализировали редкие растения были переданы Ботаническому саду на Аптекарском острове. В помещени оранжереи была оборудована химическая лаборатория. В годы войны в целях маскировки все стекла оранжереи были выкрашены в черный цвет. С учетом того, что довольно много черных стекол стоит и сейчас возникает вопрос: неужели в огромной оранжерее, в южной части Васильевского острова, в окружении заводов их не выбивало взрывной волной? Тогда получается, это самые настоящие стёкла XIX века.

Зеркало графа Дракулы

Как и полагается всякому приличному заброшенному особняку - дом Брусницыных имеет свою страшную легенду. В Белом зале, над камином расположено зеркало. По легенде Брусницын выписал его из Италии, где оно якобы находилось в усыпальнице графа Дракулы. Как водится, оказавшись у них в доме, зеркало начало приносить несчастья, всякий посмотревший в него испытывал ужас, помешательство. После революции, в особняке дежурили двое рабочих. Что они могли там делать, сторожить что-то или выполнять какую-то работу неизвестно, говорят только, что когда утром в особняк пришли сотрудники нового завода, они обнаружили только разбросанные документы, а рабочие исчезли.

Но есть и другая легенда: что легенда о зеркале есть не более чем миф, запущенный в ещё бумажной прессе, для подогревания интереса публики к Hallowen party проводившимся в особняке в 90-ые годы. Что, вообщем, звучит странно: хэллоуин в 90-ые, в промзоне Петербурга - явление само по себе достаточно страшное.


А что всё это значит лично для меня.

В далеком детстве мне рассказывали о далеком городе, на берегах Невы, где до сих пор стоят дома видевшие царей, там всё заколочено, замазано масляной краской, всё законсервировано, но лёд стронулся и появилась возможность надев маску-респиратор, чтоб защитится от вековой пыли, стронуть ломиком старинный замок и проникнуть на чердак, где может до сих пор пылятся оставленные в спешке, картины, сундуки, столы и стулья.

Тоже, вообщем, легенда. Ведь в Великую отечественную войну при подготовке города к обороне, значительный процент стропил под кровлями чердаков был обработан противопожарными средствами, а значит там уже не раз бывали люди и проводили инвентаризации.

Поделиться
Класснуть